Биология в основной школе

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Изучение биологии начинается с 5-го класса.

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение биологии в 5-6 классах отводит 35 учебных часов в год (1 учебный час в неделю), а в 7-9 классах - 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю). Количество учебных часов может быть увеличено за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по биологии для основной школы:

- Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В. (5, 6 классы); Латюшин В.В., Шапкин В.А. (7 класс); Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. (8 класс); Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. и др. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.И. (5 класс); Сонин Н.И., Сонина В.И. (6 класс); Сонин Н.И., Захаров В.Б. (7, 8 классы); Сапин М.Р., Сонин Н.И. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сонин Н.И., Плешаков А.А. (5 класс); Сонин Н.И. (6 класс); Захаров В.Б., Сонин Н.И. (7 класс); Сонин Н.И., Сапин М.Р. (8 класс); Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б. и др. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. (5 класс); Сивоглазов В.И. (6 класс); Сивоглазов В.И., Захаров В.Б. (7 класс); Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. (8 класс); Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классыАвторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономаревой И.Н. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономаревой И.Н. (6 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И. (5-6 классы); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономаревой И.Н. (7 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М. (8 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И. (5 класс); Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. (6 класс); Шаталова С.П., Сухова Т.Е. (7 класс); Каменский А.А., Сарычева Н.Ю., Сухова Т.Е. (8 класс); Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П., Дмитриева Т.А. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. (5-6, 7 классы); Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др. (8, 9 классы) / Под ред. Пасечника В.В. Издательство «Просвещение».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. (5-6, 7 классы); Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. (8 класс); Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. (9 класс). Издательство «Просвещение».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Суматохин С.В., Радионов В.Н. (5 класс); Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Малеева Ю.В., Чуб В.В. (6 класс); Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Чуб В.В. (7 класс); Беркинблит М.Б., Мартьянов А.А., Парнес Е.Я., Тарасова О.С., Чуб В.В. (8 класс); Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Волкова П.А. (9 класс). Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Самкова В.А., Рокотова Д.И. (5 класс); Лапшина В.И., Рокотова Д.И. (6 класс); Шереметьева А.М., Рокотова Д.И. (7, 8 классы); Дубынин В.А., Шереметьева А.М., Рокотова Д.И. (9 класс). Издательство «Академкнига/Учебник».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. (5 класс); Исаева Т.А., Романова Н.И. (6 класс); Тихонова Е.Т., Романова Н.И. (7 класс); Жемчугова М.Б., Романова Н.И. (8 класс); Данилов С.Б., Романова Н.И., Владимирская А.И. (9 класс). Издательство «Русское слово».
- Биология. 7-9 классы. Авторы: Викторов В.П., Никишов А.И. (7 класс); Никишов А.И., Шарова И.Х. (8 класс); Никишов А.И., Богданов Н.А. (9 класс). Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (Биология) должны отражать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: