Математика и информатика в основной школе

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение математики в 5-9 классах отводит 175 учебных часов в год (5 учебных часов в неделю). В 5 и 6 классах изучается учебный предмет «Математика». В 7 классе происходит разделение на два курса: «Алгебра» и «Геометрия». На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» базисный учебный план отводит в 8 классе 35 часов в год (1час в неделю)  и в 9 классе 70 часов в год (2 часа в неделю). Количество учебных часов может быть увеличено за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) все эти предметы входят в предметную область «Математика и информатика» (Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика).

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 с изменениями и дополнениями) включены учебники следующих завершенных предметных линий по математике (5-9 классы) и информатике (5-9 классы):

Математика. 5, 6 классы:
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Издательство «Просвещение».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Издательство «Просвещение».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. (5 кл.); Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. (6 кл.). Издательство «Просвещение».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Издательство «Ювента».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Башмаков М.И. Издательство «Астрель».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др. / Под ред. Козлова В.В. и Никитина А.А. Издательство «Русское слово».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Муравин Г.К., Муравина О.В. Издательство «Дрофа».
- Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Авторы: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Издательство «Дрофа».

Математика. Алгебра и геометрия. 7, 8, 9 классы:
- Математика. Алгебра и геометрия. 7, 8, 9 классы. Авторы: Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др. / Под ред. Козлова В.В. и Никитина А.А. Издательство «Русское слово».

Алгебра. 7, 8, 9 классы:
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Издательство «Просвещение».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др. Издательство «Просвещение».
Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. / Под ред. Теляковского С.А. Издательство «Просвещение».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Издательство «Просвещение».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Мерзляк А.Г., Поляков В.М. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». 
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Издательство «Дрофа». 

Геометрия. 7, 8, 9 классы:
- Геометрия. 7, 8, 9 классы. Авторы: Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. и др. Издательство «Просвещение».
- Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Издательство «Просвещение».
- Геометрия. 7, 8, 9 классы. Авторы: Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. / Под ред. Садовничего В.А. Издательство «Просвещение».
- Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Погорелов А.В. Издательство «Просвещение».
- Геометрия. 7, 8, 9 классы. Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Глейзер Г.Д. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
- Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Шарыгин И.Ф. Издательство «Дрофа».

Информатика. 5, 6, 7, 8, 9 классы:
- Информатика. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 
- Информатика. 7, 8, 9 классы. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 
- Информатика. 7, 8, 9 классы. Автор: Угринович Н.Д. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 
- Информатика и ИКТ. 8, 9 классы. Авторы: Быкадоров Ю.А. Издательство «Дрофа».

Учебники, исключенные из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказами Минобрнауки России от 28.12.2015г. N 1529 и от 26 января 2016г. N 38.

- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. ИОЦ «Мнемозина».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. ИОЦ «Мнемозина».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Истомина Н.Б. Издательство «Ассоциация XXI век».
- Математика. 5, 6 классы. Авторы: Гельфман Э.Г., Холодная О.В. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. ИОЦ «Мнемозина».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Мордкович А.Г. (7,8 кл.); Мордкович А.Г., Семенов П.В. (9 кл.) ИОЦ «Мнемозина».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Мордкович А.Г., Николаев Н.П. ИОЦ «Мнемозина».
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Башмаков М.И. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 
- Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. и др. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

- Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Смирнова И.М., Смирнов В.А. ИОЦ «Мнемозина».

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» (Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика) должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно  и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и 14 символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о  статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей  — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.

Математика - один из двух обязательных экзаменов Государственной итоговой аттестации как в 9-м классе (Основной государственный экзамен (ОГЭ)), так и в 11-м классе (Единый государственный экзамен (ЕГЭ)).


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: