Русский язык в основной школе

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предметы «Русский язык. Родной язык» и «Литература. Родная литература» входят в предметную область «Филология». Предметная область «Филология» изучает язык как знаковую систему, лежащую в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

Согласно федеральному базисному учебному плану (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение русского языка в 5-8 классах отводится 105 учебных часов в год (3 учебных часа в неделю), в 9 классе - 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю). Количество учебных часов рекомендуется увеличить за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (использование часов, отведенных на преподавание предмета «Родной язык и литература»).

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по русскому языку (5-9 классы):

- Русский язык. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Издательство «Просвещение».
- Русский язык. Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Издательство «Просвещение».
- Русский язык. Авторы: Бабайцева В.В. Издательство «Дрофа».
- Русский язык. Авторы: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа».
- Русский язык. Авторы: Купалова А.Ю., Никитина Е.И., Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Пичугов Ю.С. Издательство «Дрофа».
- Русский язык. Авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Издательство «Дрофа».
- Русский язык. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А. Издательство «Русское слово».
- Русский язык. Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская Э.А. и др. / Под ред. Шмелева А.Д. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

В новый перечень учебников не включены следующие УМК по русскому языку для 5-9 классов, которые входили в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год:

- Русский язык. Авторы: Львова С.И., Львов В.В. Издательство «Мнемозина».
- Русский язык. Авторы: Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. и др. / Под ред. Граник Г.Г. Издательство «Мнемозина».
- Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Издательство «Баласс».
- Русский язык. Авторы: Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С и др. / Под ред. Панова М.В. Издательство «Русское слово».
- Русский язык. Авторы: Быстрова Е.А., Александрова О.М., Кудрявцева Т.С. и др. Издательство «Дрофа».

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Филология» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм;
- обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» (Русский язык. Родной язык) должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;  
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Русский язык - один из двух обязательных экзаменов как в 9-м классе (Государственная итоговая аттестация (ГИА)), так и в 11-м классе (Единый государственный экзамен (ЕГЭ)).


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: