Новые перечни рекомендованных (допущенных) учебников на 2012/2013 учебный год

7 марта 2012 года в «Российской газете» опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Перечень рекомендованных учебников для общеобразовательных учреждений содержит 2150 учебников (на 2011/2012 у.г. - 1363 учебника), перечень допущенных - 349 учебников (на 2011/2012 у.г. - 408 учебников). Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений рекомендовано 68 учебников (на 2011/2012 у.г. - 61 учебник), допущено 43 учебника (на 2011/2012 у.г. - 40 учебников). Все учебники, вошедшие в перечни, прошли федеральную экспертизу.

Перечень рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии учебников (например, для 1-4, 5-9 или 10-11 классов). Причем, они разделены на учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г., ФГОС ООО 2010г.) и учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 года). Документы разные, соответственно и учебники разные. Это связано с поэтапным переходом школ на новые стандарты образования. Перечень допущенных учебников содержит учебники незавершенных предметных линий (например, только для 1-2 или 8-9 классов), а также учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 года), для тех классов, которые еще не перешли на новые стандарты образования (например, для 3-4 классов начальной школы).

Для начальной школы общеобразовательных учреждений рекомендовано 566 учебников (на 2011/2012 у.г. - 466 учебников), допущено 208 учебников (на 2011/2012 у.г. - 260 учебников).

В перечне рекомендованных учебников для начального общего образования вновь произошли изменения. Главной особенностью Федерального перечня на 2011/2012 учебный год (приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080) было выделение четырех систем учебников: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100». Эти системы (учебно-методический комплексы - УМК) включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.). В новом перечне на 2012/2013 учебный год это разделение, как и раньше, отсутствует. Конечно, это не означает, что вышеперечисленные программы перестали носить статус «систем учебников». Но теперь, согласно новому перечню, все учебники равны при выборе их образовательными учреждениями. Следует отметить, что авторы и разработчики образовательных программ для начальной школы не рекомендуют «смешивать» учебники по разным предметам из разных УМК. Это связано с тем, что каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, общий методический подход к организации учебного процесса по каждому предмету. 

Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» «К компетенции образовательного учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях...». Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением». Таким образом, главный критерий выбора учебников образовательным учреждением, - это наличие их в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников. А учителя выбирают УМК в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: