Дополнительные учебные пособия для начальной школы
Учебная литература - неотъемлемая часть учебного процесса. Для начальной школы в настоящее время выпускается огромное количество учебных пособий. В первую очередь - это завершенные предметные линии учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. |
![]() |
Конечно, основой качественных знаний, полученных ребенком, является учебник. Учебники составляются с учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников. В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые способствуют лучшему усвоению учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение учебника (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. При этом надо отметить то, что учебник создаётся и используется как составная часть учебно-методического комплекса или комплекта (УМК).
В состав УМК по различным программам обычно кроме учебника входят рабочие тетради, книги для чтения и хрестоматии, сборники задач и упражнений, дидактические материалы, сборники проверочных работ, тесты, электронные учебные пособия, методические рекомендации и другие материалы. Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего учебник, приобретают новые системные свойства.
При этом надо отметить, что очень часто возникает необходимость дополнить учебные пособия программы, по которой учится ребенок. Причин может быть несколько: закрепить полученный объем знаний; восполнить пробелы в знаниях; расширить знания и кругозор школьника; подготовить его к поступлению в 5-й класс в гимназию или лицей; подготовить ребенка к олимпиадам по различным предметам; помочь ребенку в выполнении домаших заданий др. Дополнительная литература предназначена для для коллективной работы в классе, для индивидуальных занятий с учителем или родителями, самостоятельной работы школьника. Список дополнительной литературы может дать учитель, а может выбрать родитель по своему усмотрению или чьим-то рекомендациям.
Дополнительная литература обладает свойством «универсальности»: ее можно использовать с любой образовательной программой. Ведь программы составлены так, что за 4 года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Дополнительные учебные пособия могут помочь (при необходимости) восполнить эти пробелы. Кроме того, пособия помогут также педагогам групп продлённого дня при организации свободного времени учащихся и руководителям кружковой работы при составлении заданий игрового и творческого характера.
Дополнительная учебная литература также представлена огромным количеством изданий. Это сборники задач и упражнений, диктантов и изложений, пособия для изучения и закрепления определенных знаний (н-р, таблицы умножения или спряжения глаголов), сборники правил, пособия, помогающие освоить навыки написания сочинений и сообщений, решебники, пособия по подготовке к олимпиадам, словари, справочники, энциклопедии и, конечно же, развивающая литература для детей.
Дополнительные учебные пособия для начальной школы выпускают многие издательства:
«Просвещение» («К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором» Л.А. Ахременковой, словари, тесты и др.);
«Экзамен» (тесты, сборники упражнений, развивающие задания, олимпиады, пособия для учителей и родителей, решебники (серия «Все домашние работы») и др.);
«АСТ. Астрель» (серия «Для начальной школы»»: учебные издания О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой; серия «Планета знаний»: тренинговые тетради О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой и др.);
«ЛИТЕРА» (серия «Начальная школа»: учебные издания по русскому языку, математике, литературному чтению и др.);
«Грамотей» (учебные издания Т.В. Шкляровой и др.)
«Русское слово» (комплект учебных пособий «Разноцветные задачи» и др.);
«РОСТкнига» (серии «Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать», «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» и др.);
«ЭКСМО» (серия «Светлячок / Для начальной школы», «Все домашние задания»);
«ВАКО» (серия «Школьный словарик»);
«Айрис-Пресс» (серия «Школьные олимпиады»);
«ОЛМА Медиа Групп» (серия «Библиотека начальной школы»);
«Белый город» (серия «Моя первая книга»: «Математические олимпиады в стране сказок» А.Ю. Астахова, «1001 задача для умственного счета в школе С.А. Рачинского» С.А. Рачинского);
«5 за знания» (серия «Математика с улыбкой» и др. издания по математике Марка Беденко);
«Интеллект-Центр» (тесты и др.);
«ДРОФА» (серия «Наглядные пособия. Начальная школа»).
И все же прежде, чем покупать дополнительные учебные пособия (даже очень хорошие и рекомендуемые), необходимо здраво оценить способности и возможности ребенка. Младшие школьники сегодня достаточно загружены занятиями в школе, кружках и секциях. У них, порой, даже не остается времени на прогулку. А решение дополнительных задач и упражнений - это серьезная дополнительная нагрузка. Если же время, силы и здоровье позволяют, то не стоит упускать возможность закрепить и дополнить полученные в школе знания, развить способности своего ребенка.
Грамотно подобранная дополнительная литература развивает различные виды памяти, внимания, наблюдательности, воображения, формирует нестандартное мышление. Знания, полученные в начальной школе, умение организовывать себя и формирование стремления учиться - фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение, залог будущей успешности сегодняшнего младшего школьника.
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: