Биология в основной школе

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Изучение биологии начинается с 5-го класса.

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение биологии в 5-6 классах отводит 35 учебных часов в год (1 учебный час в неделю), а в 7-9 классах - 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю). Количество учебных часов может быть увеличено за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

В федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254), включены учебники следующих завершенных предметных линий по биологии для основной школы:

- Биология. 5-9 классы. Авторы: Никишов А.И. (5, 6 классы), Викторов В.П., Никишов А.И. (7 класс); Никишов А.И., Шарова И.Х. (8 класс); Никишов А.И., Богданов Н.А. (9 класс). Издательство «ВЛАДОС».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. (5-6, 7 классы); Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др. / Под ред. Пасечника В.В. (8, 9 классы). Издательство «Просвещение».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономаревой И.Н. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономаревой И.Н. (6 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Бабенко В.Г. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. (5, 6 классы); Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А. (7, 8 классы); Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Касперская Е.К. и др. (9 класс). Издательство «Просвещение».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. (5 класс); Сивоглазов В.И. (6 класс); Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. (7, 8 классы); Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И. (5-6 классы); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономаревой И.Н. (7 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Бабенко В.Г. (8 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. / Под ред. Пасечника В.В. (5, 6 классы); Суматохин С.В., Трайтак Д.И. (7 класс); Рохлов В.С., Трофимов С.Б. (8 класс); Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. (9 класс). ИОЦ «МНЕМОЗИНА».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В. (5, 6, 7 классы); Латюшин В.В., Шапкин В.А., Озерова Ж.А. (8 класс); Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. (9 класс). Издательство «Дрофа».
- Биология. 5-9 классы. Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И. (5 класс); Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. (6 класс); Шаталова С.П., Сухова Т.Е. (7 класс); Каменский А.А., Сарычева Н.Ю., Сухова Т.Е. (8 класс); Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П. и др. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
- Биология. 7-9 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Авторы: Клепинина З.А. (7 класс); Никишов А.И., Теремов А.В. (8 класс); Соломина Е.Н., Шевырева Т.В.(9 класс). Издательство «Просвещение».

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (Биология) должны отражать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: