История в основной школе

Атласы и контурные карты по истории

Рабочие тетради по истории

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предметы «История России. Всеобщая история», «Обществознание» и «География» входят в предметную область «Общественно-научные предметы».

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Разработано несколько учебно-методических комплексов (УМК) как по истории России, так и по Всебщей истории. УМК по истории включают в себя, как правило, учебники, рабочие тетради, тестовые задания, методическую литературу. В учебной деятельности также используются атласы и контурные карты по истории.

В федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254), включены учебники следующих завершенных предметных линий по истории для основной школы:

- История России. 6-9 классы. Под ред. Торкунова А.В. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. (6 класс); Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.(7, 8 классы); Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. (9 класс). Издательство «Просвещение».
- История России. 6-9 классы. Под ред. Петрова Ю.А. Авторы: Пчелов Е.В., Лукин П.В. (6, 7 классы); Захаров В.Н., Пчелов Е.В. (8 класс); Соловьев К.А., Шевырев А.П. (9 класс). Издательство «Русское слово - учебник».
- История России. 6-9 классы. Под ред. Тишкова В.А. Авторы: Вовина В.Г., Баранов П.А., Александрова С.В. и др. (6 класс); Вовина В.Г., Баранов П.А., Пашкова Т.И. и др. (7 класс); Баранов П.А., Вовина В.Г. (8 класс); Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. (9 класс). Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; издательство «Просвещение».
- История России. 6-9 классы. Авторы: Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Юрасов М.К. и др. (6 класс); Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Федоров И.Н. и др. (7 класс); Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В. и др. (8 класс); Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В., Клоков В.А. (9 класс). Издательство «ДРОФА»; издательство «Просвещение».
- История России. 6-9 классы. Под ред. Мединского В.Р. Авторы: Черникова Т.В., Чиликин К.П. (6 класс); Черникова Т.В., Пазин Р.Б. (7 класс); Черникова Т.В., Агафонов С.В. (8 класс); Вишняков Я.В., Могилевский Н.А., Агафонов С.В. (9 класс). Издательство «Просвещение».

- Всеобщая история. 5-9 классы. Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. / Под ред. Искендерова А.А. (5 класс); Агибалова Е.В., Донской Г.М. / Под ред. Сванидзе А.А. (6 класс); Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др. / Под ред. Искендерова А.А. (7, 8, 9 классы). Издательство «Просвещение».
- Всеобщая история. 5-9 классы. Под ред. Карпова С.П. Авторы: Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. (5 класс); Бойцов М.А., Шукуров Р.М. (6 класс); Дмитриева О.В. (7 класс); Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. (8 класс); Загладин Н.В., Белоусов Л.С. (9 класс). Издательство «Русское слово - учебник».
- Всеобщая история. 5-9 классы. Авторы: Уколова В.И. (5 класс); Ведюшкин В.А., Уколова В.И. (6 класс); Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. (7, 8 классы); Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. (9 класс). Издательство «Просвещение».
- Всеобщая история. 5-9 классы. Под ред. Мединского В.Р. Авторы: Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В. (5 класс); Абрамов А.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. (6 класс); Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П. (7, 8, 9 классы). Издательство «Просвещение».

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение истории в 5-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды  как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Предметные результаты изучения предмета «История России. Всеобщая история» должны отражать:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

 


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: