Система Эльконина - Давыдова (ФГОС)

УМК для 1 класса

УМК для 2 класса

УМК для 3 класса

УМК для 4 класса

Система  развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова  полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования –  формирование у подрастающего поколения таких  качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях  мобильно реализовывать свои возможности.

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», издательство «Просвещение»

В настоящее время УМК системы Эльконина - Давыдова выпускают издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», издательство «Просвещение». Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение».

Все учебники cистемы Эльконина - Давыдова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).

УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:
- Русский язык (обучение грамоте).
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Букварь. Автор: Тимченко Л.И.
Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л.
- Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И.
- Математика. Автор: Александрова Э.И.
- Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

По материалам сайта:  lbz.ru , prosv.ru

Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

УМК системы Эльконина - Давыдова выпускало издательство «ВИТА-ПРЕСС».

УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова включал в себя следующие завершенные предметные линии учебников:
- Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. 
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.    
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. 
- Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И. 
- Математика. Автор: Александрова Э.И.  
- Математика. Авторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.  
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Завершенные предметные линии учебников системы Эльконина - Давыдова издательства «ВИТА-ПРЕСС» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).

Все учебники программы Эльконина - Давыдова издательства «ВИТА-ПРЕСС» были включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Все учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г.). Большая часть учебников - победители конкурса учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Минобрнауки России.

Каждый учебник сопровождается рабочими тетрадями, методическим пособием, а также электронным приложением.

Издательство «ВИТА-ПРЕСС» на своем сайте информирует о том, что в 2017 году по русскому языку по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова будет выпускаться только учебно-методический комплект «Русский язык» для 1-4 классов (авторы С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко). В букварный период работа по этому комплекту обеспечивается «Учебником по обучению грамоте и чтению. Азбука. В 2 частях» (авторы Л.И. Тимченко, К.Е. Корепова, Г.М. Грехнева) - печатная и электронная версии учебника выпускаются издательством «Дрофа», в Федеральном перечне учебников позиция №1.1.1.2.8.1. Базой для его создания служили идеи развивающего обучения, а также разработанные Д.Б. Элькониным психолого-лингвистические основы первоначального обучения чтению и письму. Прописи к Азбуке издаются также издательством «Дрофа». Этот учебник входит в УМК «РИТМ».

Кроме того, выпущены пособия для учителя для 1-4 классов по интегрированному курсу  «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор: Полуянов Ю.А.).

В системе Эльконина - Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован  в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также  учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих  действий и искать ресурсы их осуществления.

Результат обучения по программе Эльконина - Давыдова - на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Выпускник из начальной школы - прежде всего школьник с развитым творческим  потенциалом, а это значит с развитым воображением.  Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35%  учебного времени.

Кроме этого, авторы системы Эльконина - Давыдова хотят, чтобы у  выпускников начальной школы были сформированы  способности к рефлексии  как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина - Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в  психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения  учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является  предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть  в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей  обнаруживаются если:
- учащиеся могут выделить систему  задач одного класса, имеющих  единый  принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
-  учащиеся могут мысленно  построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы, в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

По материалам сайта: www.vita-press.ru

Читать по теме:

Учебно-методический комплекс (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: