Система Занкова (ФГОС)
![]() |
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Все учебники cистемы Л.В. Занкова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).
Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение».
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э.
- Физическая культура. Авторы: Шаулин В.Н., Комаров А.В., Назарова И.Г., Шустиков Г.С.
Каждый из учебно-методических комплектов по учебным предметам сочетает в единстве признаки дидактической системы и частной методики. Являясь частью образовательной системы, каждый учебный курс несет в себе ее характерные черты. Сохраняя свою специфику, он своими средствами способствует общему развитию каждого ребенка.
Основные отдаленные результаты действия системы - высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Дополнительные данные - высокие показатели результатов внутришкольного и внешнего мониторинга контроля качества образования, показатели по участникам и победителям в олимпиадах.
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» входит в Группу компаний «Просвещение».
С 19.02.2020 г. издательству «БИНОМ. Лаборатория знаний» принадлежат исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ранее выпускаемых ООО «Развивающее обучение» и Издательским домом «Федоров».
С 2020 года занковские учебники завершенных предметных линий «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» (автор В.Ю. Свиридова), «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Физическая культура», «Изобразительное искусство» выпускаются издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Учебники «Изобразительное искусство» С.Г. Ашиковой были представлены в Министерство просвещения для включения в федеральный перечень, но в него не вошли.
Все остальные учебники cистемы Л.В. Занкова, выпускаемые издательством «Развивающее обучение», были включены в федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).
По материалам сайта: lbz.ru
Издательство «Развивающее обучение»
C 2016 г. учебно-методический комплект (УМК) cистемы Л.В. Занкова выпускало издательство «Развивающее обучение».
Учебники cистемы Л.В. Занкова издательства «Развивающее обучение» были включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э.
- Физическая культура. Авторы: Шаулин В.Н., Комаров А.В., Назарова И.Г., Шустиков Г.С.
По материалам сайта: r-edu.ru
Издательский дом «Федоров»
Изначально УМК cистемы Л.В. Занкова выпускал издательский дом «Федоров».
Учебники системы Л.В.Занкова издательства «Федоров» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).
В предыдущий федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) были включены только учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г.
УМК системы Л.В. Занкова состоял из следующих завершенных предметных линий учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
- Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э.
- Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
- Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Программа Занкова включала в себя также факультативные курсы: «Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я - гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы программы Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Важные особенности системы Занкова. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
По материалам сайта: zankov.ru
Читать по теме:
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Л.В.Занкова (ФГОС)
Видео от разработчиков системы Л.В.Занкова (ФГОС)
Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: